Уже несколько лет в России вводится обязательная маркировка товаров. Результатом стала программа «Честный знак»: рано или поздно к ней будут подключатся все производители и продавцы. Она позволяет проследить весь путь товара к покупателю, но действительно ли вариант выгоден для потребителя?
Как происходит подключение к системе
Для регистрации нужно следующее:
- Необходимо создать ЭЦП, ставшую альтернативой обычной подписи. Она пригодится в разных сферах, включая электронный документооборот: он входит в число обязательных условий для внедрения «Честного знака».
- На следующем этапе регистрируйтесь на сайте «Честного знака». Вы попадете в личный кабинет, изначально содержащий минимум информации. Здесь необходимо вручную ввести данные по остаткам продукции, если они у вас есть.
- Распечатайте и наклейте этикетки на товары.
В результате появится возможность идентифицировать любую продукцию через систему «Честный знак». Пока в обязательные категории попали следующие товары:
- одежда и обувь;
- парфюмерия;
- сигареты и другие изделия из табака;
- лампы и вспышки;
- лекарства;
- фотоаппаратура;
- шины и покрышки.
В течение следующих 3 лет планируется охватить все категории продукции, поэтому любому предпринимателю пора начинать подготовку. В теории система выглядит привлекательно, но какой она окажется на практике?
Чем грозят нарушения закона
В 2023 г. производителям перечисленных категорий грозят штрафы за несоблюдение закона, причем при грубых нарушениях и больших объемах продукции вводится уголовная ответственность. Производитель заплатит от 10 до 150 тыс. руб. в зависимости от формы своей деятельности. К штрафам добавляется и конфискация, чреватая дополнительными убытками.
На что обратить внимание предпринимателям и продавцам
Кроме затрат на оборудование и переход на электронный документооброт, придется платить и за штрих-коды. Каждый из них стоит 50 коп., что ощутимо на значительных объемах. Но наргузка на бизнес, особенно малый, увеличится по ряду дополнительных причин:
- Уже готовятся нововведения, из-за которых продажа продукции, подлежащей маркировке, будет невозможна при самых щадящих налоговых режимах. У предпринимателей на патенте останется вариант закрытия бизнеса. Спасти его удастся при переходе на другой налоговый режим, но и потери прибыли могут достигать 100 % для небольших фирм и ИП.
- Возрастут расходы на бухгалтерские услуги. Учет станет сложнее, поэтому без консалтинга или человека в штате не обойтись.
- Придется потратиться на оборудование, причем не только производителям, но и продавцам. Большинство онлайн-касс не рассчитано на работу с маркированными товарами. Это означает, что их придется обновлять за счет самих предпринимателей. Возникнут проблемы и с программным обеспечением, что чревато дополнительными расходами.
Перечисленное означает, что можно ожидать вытеснения малого бизнеса крупными торговыми сетями. Вариант не всегда удобен и для конечного потребителя, поскольку гипермаркеты не дорожат каждым клиентом. Стоит ожидать и роста цен, ведь при уменьшении конкуренции у покупателя не будет особого выбора. Крупные игроки не заботятся о качестве, поэтому обычные люди рискуют оказаться в проигрыше.